Проблема создания приюта (пункта ночного пребывания) для лиц без определенного места жительства в городе Воронеже (особенно в зимнее время) остается актуальной в течение ряда лет и не решенной до сих пор.
Наш анализ проблемы и предложения по ее решению отражены в справке по вопросу организации на территории г.Воронежа мест ночного пребывания для лиц без определенного места жительства.
По данным управления ЗАГС Воронежской области, за период с 1.12.2012 пл 30.11.2013 в регионе зарегистрировано 260 смертей людей, не имеющих документов либо неустановленных.
Уполномоченный по правам человека самостоятельно и совместно с ВРБОО "Рассвет" пытается сдвинуть решение этой проблемы с мертвой точки. Только осенью 2013 года:
-проведен круглый стол по организации дома ночного пребывания;
-организован выезд для осмотра зданий для дома ночного пребывания;
-направлено обращение к руководству области и города о необходимости и вариантах решения проблемы;
-запрошено заключение департамента здравоохранения по вопросу температурного порога открытия пунктов обогрева в зимнее время;
-направлено обращение о рассмотрении на областной комиссии по чрезвычайным ситуациям вопроса открытия пунктов обогрева;
-направлено обращение к главе города Воронежа с простьбой активизировать открытие пунктов обогрева по результатам рассмотрения на комиссии по ЧС.
Итоги этих действий, к сожалению, пока следует признать неутешительными.
1. По организации дома ночного пребывания:
-ответственные департаменты областного правительства в своих ответах указывают, что ВРБОО «Рассвет» было предложено помещение по ул. Сеченова, д.18., заведомо непригодное для этой цели, поскольку в нем располагается областной учебный центр и требуется капитальный ремонт здания, а другие помещения в областной собственности отсутствуют;
-бюджетная заявка на строительство дом ночного пребывания не была включена в адресную областную инвестиционную программу на 2014-2016 гг.;
-по информации городского управления собственности подходящие помещения у города отсутствуют, хотя, например, комиссионно осмотренное и наиболее подходящее здание по ул. Сакко и Ванцетти, 61, было свободно и только недавно передано в аренду коммерческой структуре.
2. По открытию в зимний период пунктов обогрева:
-получено заключение департамента здравоохранения, что температура, начиная с которой должны открываться пункты обогрева в зимнее время, составляет +10 градусов, а не -20, как было установлено в прошлом году;
-состоялось заседание областной комиссии по ЧС, на котором было принято решение установить новый температурный порог и рекомендовано главе г.Воронежа предпринять меры по открытию пунктов обогрева.
Уполномоченный также обтатился к мэру с настоятельной просьбой ускорить решение этого вопроса.
С учетом того, как долго и неохотно решается проблема ночлега для бездомных, становится понятным и обоснованным возмущение волонтерской организации "Рассвет", выраженное ею в опубликованном накануне открытом письме
03.12.2013 Уполномоченным Т.Д. Зражевской с сотрудниками аппарата осуществлен выездной прием граждан в городской округ г. Борисоглебск. Дата и время приема предварительно были освещены в местных СМИ (радио, пресса, телевидение). Прием граждан проводился совместно с представителями администрации городского округа в общественной приёмной губернатора Воронежской области. В ходе приема наблюдалась высокая активность граждан - заявителей. Вопросы к Уполномоченному касались нарушений прав граждан в сфере предоставления жилья, оказания услуг в сфере ЖКХ, миграционного законодательства, принятия должных мер органами внутренних дел, экологической безопасности. Часть обращений граждан была рассмотрена и удовлетворена на месте, остальные взяты Уполномоченным на контроль для проведения проверки. По результатам проведения приема Уполномоченным выражена благодарность представителям местной администрации за высокий уровень организации мероприятия.
Одновременно, сотрудником аппарата Уполномоченного осуществлено посещение следственного изолятора № 2 и исправительной колонии № 9. Наполняемость учреждений не превышает установленные лимиты, это благоприятным образом сказывается на условиях содержания в СИЗО и ИК подозреваемых, обвиняемых и осужденных граждан. В ходе посещения проведены беседы с руководителями учреждений, совершен обход основных мест жизнедеятельности граждан в учреждениях. Отмечается активная позиция администраций учреждений, положительная динамика в улучшении жилищно-коммунальных условий для граждан из числа спецконтингента.
Жалоб от граждан, содержащихся в изоляторе и колонии не поступило. В ходе приема по личным вопросам основной характер обращений касался предстоящей амнистии. Также гражданами были заданы вопросы о причинах отказа судами в условно-досрочном освобождении, возможности перевода в иные регионы для дальнейшего отбытия наказания, предоставления свиданий, трудоустройства после освобождения, приобретения гражданства РФ и другие. По всем обращениям заявителям-заключенным были даны исчерпывающие обоснованные ответы.